Постфотография. От документа к концепту
старт
1 октября 2025
длительность
12 месяцев, 8 занятий в месяц
формат
онлайн и/или офлайн в Санкт-Петербурге
Фотография выпускницы курса
Анастасии Шубиной
Этот курс посвящён осмыслению фотографии после цифровой революции. В центре внимания — изображение XXI века, увиденное через оптику новых технологий. Вы узнаете, как в связи с этим поворотом изменились представления о документальности, авторстве и правде. Поняв, как цифровизация привела к рематериализации фотографии, вы сможете определить свой способ работы с современным изображением — от файла до объекта, от мема до фотокниги.
Для художников, фотографов, кураторов, тяготеющих к самым актуальным тенденциям в сфере фотографии и цифровых изображений. Необходимо иметь реализованные проекты или учебные работы
Для кого курс
О курсе
Мы живём в эпоху вычислительной фотографии, софт-культуры и «видящих машин». Цифровая реальность и Интернет изменили фотографию, общество и повседневность. Границы между реальным и виртуальным, настоящим и симуляцией требуют постоянной рефлексии: технологии делают жизнь удобнее, но вместе с тем не кажутся безопасными.

Мы подвергаем изображение сомнению — в эпоху постдокумента и постправды достоверность фотографии сомнительна. Но и верить мы продолжаем тоже. Телевидение, социальные сети, мессенджеры и интернет-платформы полны самыми правдивыми историями и самыми виральными образами.

В этой нестабильности мы будем искать точку опоры. Будем манипулировать своими и найденными изображениями, практиковаться в псевдодокументалистике, вторгаться в разные визуальные среды, чтобы добраться до истины. Вы узнаете, как дематериализация изображения порождает его «сверхматериальность» и получите инструменты для работы с темами, которые требуют новых художественных и исследовательских подходов. Здесь важно не только владеть камерой, но и быть открытым к актуальным тенденциям фотографии и цифрового искусства, а также к рукотворным практикам и аналоговым процессам.
КАК ВСЁ УСТРОЕНО
Гибкость, динамичность, вовлечённость
Критическое мышление и аналитический взгляд
Множественность инструментов
На этом курсе встречаются люди с разным фотографическим и художественным опытом. В процессе обучения все вовлечены в живой групповой обмен — знаниями и мнениями, навыками и компетенциями. Иногда работа выливается в коллаборации.
Фотографическое поле полнится событиями — публикациями, конкурсами, выставками, исследованиями, новостями и даже скандалами. В ходе дискуссий каждый формирует собственное отношение к происходящему.
В обыденном и автоматическом ходе вещей мы скроллим ленты и постим в соцсетях, перекидываемся картинками в чатах, поддаёмся захватывающим внимание образам из медиа и рекламы. В курсе мы будем разбирать, что эти изображения делают с нами, кто за ними стоит и зачем они вообще существуют.
Технологический прогресс и цифровизация привели к тому, что вместо привычного «фотография» мы всё чаще говорим «фотографическое изображение». Теперь изображения создаются самыми разными инструментами, и участники курса не будут ограничены в их выборе.
Обратная сторона фотографии
Авторы курса — Миша Доможилов и Феодора Каплан
Изучала философию и кураторские исследования в университетах России и США. Её кураторские и художественные проекты были представлены в России, Литве, Израиле, Словакии. Регулярно выступает на международных фестивалях и в культурных институциях, ведёт лаборатории, работает над концепциями и редактирует авторские фотокниги. Ежегодно номинирует выпускные проекты студентов Докдокдок на международный конкурс Blurring the Lines, а с 2025 года — молодых авторов на Leica Oskar Barnack Award.

В преподавании делает акцент на индивидуальность, внутренние потребности и мотивации учащихся. Ценит опыт и вклад каждого, помогает участникам находить собственную интонацию. В работе сочетает чувственное восприятие и академическую оптику, интуицию и анализ, человеческую включённость и профессионализм.
Активистка арт-образования, художница, куратор, соосновательница школы Докдокдок. Более 18 лет работает в сфере культуры как просветительница, наставница, автор образовательных программ и текстов для профессиональной и широкой аудитории.
Документальный фотограф, исследователь, коллекционер, сооснователь школы Докдокдок. Долгосрочные проекты снимал в России, Германии, Сербии, Финляндии, Нидерландах и Косово, обращаясь к темам идентичности, субкультур, памяти, культурной и исторической травм.
Финалист и лауреат международных конкурсов, в том числе Sony World Photography Awards, NPPA Best of Photojournalism, LensCulture Exposure Awards и других. Работы публиковались в медиа в России и за рубежом, выставлялись в Европе, Азии, Северной Америке и Африке. C 2024 года номинатор конкурса Leica Oskar Barnack Award. Более 13 лет ведёт преподавательскую деятельность, курировал более 30 образовательных экспедиций. Основал архивный проект «Сквозь», посвящённый слайдам советского периода.

Миша — технический гуру в фотографии, знаток новейших оптик и условий, в которых сегодня существует фотография. Его подход в преподавании — системный и проверенный годами, сочетает хардкор и ответственность.

Важно не только освоить теорию, но и пройти через реальные трудности профессии. Он строит работу на индивидуальном подходе и честном диалоге, учитывает уровень, темп и мотивацию каждого, помогает студентам сохранять фокус на длинной дистанции. Ключевая часть метода — детальный разбор домашних заданий и постоянный обмен обратной связью.
Программа курса разработана совместно Мишей Доможиловым и Феодорой Каплан. Лекции посвящены инновационным способам получения изображений: генерация, скриншотинг, коллаж и другим, а также темам, которые эти подходы открывают в современной фотографии: постправда, наблюдение, цифровая чувственность. На семинарах вы будете работать над практическими задачами и обсуждать актуальные тренды и последние работы международного фотографического поля — проекты, выставки, фотокниги, инсталляции — и наблюдать, как эти идеи резонируют с вашими собственными.

Параллельно проходят краткосрочные классы по смежным дисциплинам: по искусственному интеллекту в фотографической и арт-практике, по философии искусства, по созданию фотокниг. В течение года мы также встречаемся с художниками, кураторами, издателями и другими специалистами индустрии на открытых лекциях и паблик-токах. Курс подразумевает выполнение домашних заданий и работу над персональными проектами. Их разбор проходит на практических занятиях, которые ведут оба куратора курса. Для участия в программе слушателям необходимо иметь реализованные проекты или учебные работы.
программа курса
В ходе курса вы
Выполните десятки домашних и классных заданий,
Вместе с кураторами и сокурсниками будете анализировать
Научитесь работать с темами,
сидя на диване и используя самые разные методы создания изображений — от генерации ИИ до снимков в видеоигре.
современные стратегии фотографов и художников, следить за самыми свежими событиями международного фотографического поля — выставками, ярмарками, конкурсами и медиа.
за последние 30 лет и какие последствия это имело для общества, культуры, повседневных практик и современного искусства.
где классическая документалистика оказывается недостаточной. Сможете видеть за изображением контекст его производства, хранения и распространения, а также определять границу между документальным и концептуальным мышлением.
Поймёте, как фотографическое изображение менялось
и получите возможность создать долгосрочный концептуальный проект, который можно реализовать в релевантной форме — выставке, фотокниге или инсталляции.
и деликатную обратную связь в работе над концептуальными документальными и арт-проектами.
Освоите исследовательский подход
Обретёте поддерживающую и экспертную навигацию
Преподаватели программы
Анастасия Шубина и Тимофей Глинин
Их работы были показаны более чем на 100 выставках и фестивалях в Европе, Азии, Америке и Австралии, в том числе — на таких площадках, как Центр Помпиду в Париже, Музей на набережной Бранли — Жак Ширак, Музей Мак-Корд Стюарт в Монреале и других. Их работы находятся в коллекциях галерей и музеев. Члены объединения фотографов Bay Area Photographers Collective в Калифорнии. В своих проектах исследуют темы антропологии, современной науки, трансгуманизма и футуризма.
Визуальные художники, работающие в жанре концептуальной и документальной фотографии, ИИ-искусства, видеоарта и неигрового кино.
Независимая художница, хореограф и издательница.
Соосновательница инициативы Russian Independent Selfpublished, объединяющей авторов, работающих с фотокнигами. Участница выставок и фестивалей в России, Европе, США и Японии. Победительница конкурса Rock Your Dummy!, финалистка Unseen Dummy Award, стипендиатка Urban Urge Awards. Ведущая класса «Тело в движении и в фотографии
Елена Холкина
Борис Клюшников
Член редакционной коллегии «Художественного журнала», преподавал в Британской школе дизайна, школе Родченко. Провёл годы научным сотрудником ГЦСИ, а позже ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Историк и философ искусства, интересуется пересечением современного искусства и искусства XIX века, теорией научной фантастики.
О школе Докдокдок
Фотография для нас может быть документом и вымыслом, исследованием и искусством, рамкой и свободой. Мы создаём среду для открытого диалога о фотографии в контексте современного мира.
Докдокдок — школа фотографии с системным подходом к обучению. Мы одинаково ценим техническую точность и новаторство, аналитический взгляд и уважение к авторскому поиску. Наши долгосрочные программы различаются по содержанию и оптике.

Преподаватели и менторы школы — фотографы, художники, кураторы, исследователи с международным опытом, публикациями и выставками по всему миру. Выпускники и выпускницы школы из года в год становятся победителями международных и российских фотографических конкурсов, получателями премий, участвуют в фестивалях и выставках, публикуют свои работы.
Фотография выпускницы курса
Александры Хлебниковой
Из серий и проектов выпускников и выпускниц
За 10 лет существования курса его проходили люди из России и других точек земного шара. Работы многих обретали выставочную и фотокнижную формы и были представлены на международных фестивалях и страницах специализированных изданий. Вот некоторые из них.
Александр Шарр
Александр Шарр
Алиса Ганжарова
Алиса Ганжарова
Анастасия Виноградова
Анастасия Виноградова
Булгун Сучинова
Булгун Сучинова
Анастасия Евсинекина
Анастасия Евсинекина
Аня Мирошниченко
Аня Мирошниченко
Василий Пиндюрин
Василий Пиндюрин
Валентина Моторина
Валентина Моторина
Валерия Круглова
Валерия Круглова
Влад Буленков
Влад Буленков
Георгий Голеницкий
Георгий Голеницкий
Диана Ридаф
Диана Ридаф
Екатерина Булычева
Екатерина Булычева
Игорь Гончарук
Игорь Гончарук
Ильшат Саетов
Ильшат Саетов
Каати Пуолакайнен
Каати Пуолакайнен
Катя Мукха
Катя Мукха
Игорь Терешков
Игорь Терешков
Ксения Инверс
Ксения Инверс
Майя Келова
Майя Келова
Марина Сычева
Марина Сычева
Мадина Гаджиева
Мадина Гаджиева
Наталья Большакова
Наталья Большакова
Наталья Мадильян
Наталья Мадильян
Марина Шукурова
Марина Шукурова
Наталья Покровская
Наталья Покровская
Юлия Кособрюхова
Юлия Кособрюхова
Никита Свертилов
Никита Свертилов
Ольга Балобейко
Ольга Балобейко
Ольга Кузьменкова
Ольга Кузьменкова
Ольга Пегова
Ольга Пегова
Отзывы студентов
при оплате за весь курс сразу
82 500 рублей
7 500 рублей
в месяц, при оплате помесячно
Стоимость обучения
Подать заявку на обучение
Заявки на учебный сезон 2025/2026 мы принимаем до 30 сентября включительно.

Мы свяжемся с вами по электронной почте в течение 7-ми суток после получения заявки.
Другие курсы школы Докдокдок
Волшебный фонарь. Основы фотографии
Опыты современной фотографии
Документальная фотография и фото-журналистика
Часто задаваемые вопросы
Если у вас остались вопросы, пишите нам на почту shkola@docdocdoc.ru или в телеграм @docdocdoc_school
Made on
Tilda